Страница:
31 из 241
�створял перед ним страдающую женскую душу… Очутившись вэтой среде в сознательную пору своей жизни, Распутин, игнорируя насмешки иосуждения односельчан, явился уже как “Гриша-провидец”, ярким и страстным представителемэтого типа в настоящем народном стиле, будучи разом и невежественным икрасноречивым, и лицемером и фанатиком, и святым и грешником, аскетом ибабником, и в каждую минуту актером, возбуждал к себе любопытство и в то жевремя приобретал несомненное влияние и громадный успех, выработавши в себе тупытливость и тонкую психологию, которая граничит почти с прозорливостью…
Заинтересовавсобой некоторых видных иерархов аскетического духовного мировоззрения изаручившись их благорасположением, Григорий Распутин, под покровом епископскоймантии владыки Феофана, проник в петроградские великосветские духовные кружки,народившиеся в последнее время в пору богоискательства… Дворец великого князяНиколая Николаевича для Распутина явился милостью, брошенной пророком Илиейсвоему ученику Елисею, привлекшей внимание к нему высочайших особ, чем Распутини воспользовался, несмотря на наложенный на него в этом отношении запрет состороны великого князя после того, как его высочество, поближе ознакомившись сРаспутиным, разгадал в нем дерзкого авантюриста…
…Распутин,пользуясь всеобщим бесстрашием, основанным на кротости государя, ознакомленныйсвоими милостивцами с особенностями склада мистически настроенной натурыгосударя, во многом по характеру своему напоминавшего своего предка АлександраI (…) сумел укрепить его веру в то, что только в нем одном, в Распутине, исосредоточены таинственные флюиды, врачующие недуг наследника и сохраняющиежизнь его высочества, и что он как бы послан Провидением на благо и счастьеавгустейшей семьи. В конце концов Распутин настолько сам в этой мыслиукрепился, что мне он несколько раз с убежденностью повторял: “Если меня околоних не будет, то и их не будет”. На свои отношения с царской семьей он смотрелкак на родственную связь, называл на словах и в письмах своих к высочайшимособам государя “папой”, а государыню “мамой”…
В обществемоего времени ходило много легенд о демонизме Распутина, причем сам он нестарался разубеждать тех, кто ему это передавал, отделываясь многозначительныммолчанием. Эти слухи отчасти поддерживались особенностями нервности всей егоподвижной фигуры, аскетической складкой его лица и глубоко впавшими глазами,острыми, пронизывавшими и как бы проникавшими внутрь своего собеседника,заставлявшими многих верить в проходившую через них силу его гипнотическоговнушения”.
Не могуудержаться, чтобы не процитировать еще один отрывок из воспоминаний деда.
|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|