Страница:
124 из 139
Что касается христианских мистиков, то проблема здесь осложняется тем, что их истинный опыт зачастую принималискаженный вид под давлением церковной догмы, так как Церковь, будучи учрежденным органом и в силу принятия ею доктрины, всегда была врагом подлинной духовности. Несмотря на это, некоторые мистики имели несомненные духовные достижения и великие озарения, позволявшие им видеть Истину. Когда они говорили, что познание служит препятствием к божественному Единству, то имели в виду обычное чувственное и интеллектуальное - познание. Например, следующий отрывок из Ареопагитик в этом смысле звучит совершенно недвусмысленно: "...Если ты... ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не-сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение". Но когда разумение принуждено к молчанию, а естественное познание отключено, то рождается другое Познание божественной Реальности, и оно-то никоим образом не противоречит любви. Недаром Герсон определяет мистическое богословие как "опытное познание Бога в объятиях единящей любви". Согласно христианским мистикам, все операции, проводимые при помощи природных способностей (воображения, разума, воли), прекращаются при переходе в высшее состояние единения.
|< Пред. 122 123 124 125 126 След. >|