Страница:
52 из 447
Подобно тому, как человек привык рассматривать себя как физическое тело, наделенное жизнью, как животное, обладающее определенным нравственнымили безнравственным характером, а любые творения ума считал неким изящным украшением, надстройкой над физической жизнью, а не чем-то существенным по природе своей или признаком чего-то существенного - так же, и в гораздо большей мере, общество относилось к той крохотной частице своего субъективного "я", которую научилось сознавать. В самом деле, оно всегда цепляется за свои национальные особенности, обычаи, предрассудки - но бездумно, в объективистской манере, принимая во внимание их самый внешний аспект и вовсе не стремясь исследовать глубже их суть, бла-годаря которой они существуют и которую бессознательно пытаются выразить.
Это характерно не только для нации, но и для любого сообщества. Церковь является организованным религиозным сообществом, и уж религия-то во всяком случае должна быть субъективной; ибо сам смысл ее существования - там, где она не превратилась просто в этическую доктрину, наделенную сверхъестественным авторитетом, - состоит в том, чтобы помочь человеку обрести и реализовать душу. Тем не менее почти вся история религии - за исключением эпохи ее основателей и их непосредственных последователей - была настойчивым утверждением объективного: обрядов, церемоний, власти, церковных правительств, догм, внешних форм веры.
|< Пред. 50 51 52 53 54 След. >|