Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 204 из 444

По его мнению, нирвану никоим образом нельзя понимать в смысле небытия или уничтожения, а скорее как отсутствие сильных страстей, каковы зависть, ненависть и пр.

Пфунгст3 присоединяется к мнению Макса Мюллера; он также убежден в том, что "первоначальные последователи Будды никоим образом не могли признать нирвану уничтожением". Дульманн4, наоборот, старается доказать, что нирвана буддистов все же может означать отрицание желания бытия, т. е. полное уничтожение.

Следует, однако, сказать, что нирвана не играет в буддизме столь существенной роли, как утверждают это некоторые истолкователи. Недаром в некоторых буддийских источниках о нирване упоминается только вскользь. Так, в "Лалита Вистара" слово это приводится только очень редко и не представляет при этом особенного значения. Но в этом же документе мы находим несколько данных, способных осветить вопрос о том, что такое нирвана.

Когда молодой Будда, еще полный желаний, просил отца даровать ему вечную молодость, здоровье, беспредельную жизнь и отсутствие смерти, он прибавил следующие слова: "Если вы не дадите мне этих четырех даров, владыка, выслушайте, какой

1 Buddhagosas Parables, p. XLI.

2 Der Buddhismus, нем. пер., S. 119.

3 Das freie Wort. 1902, N 19, S. 603-607. 4 Nirvana. Berlin, 1896.

135

еще другой дар я желаю: да не будет для меня переселения души когда кончится эта жизнь!" ("Лалита Вистара", стр. 176).

Как уже было упомянуто, буддизм принял браминское учение о переселении души. По преданию, прежде чем стать владыкой Будда прошел через сотни различных состояний.

|< Пред. 202 203 204 205 206 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]