Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 238 из 444



Немецкий философ Майнлендер1, вполне разделяющий идеи Шопенгауэра относительно страданий человеческого существования, возражает против его мнения о смирении и нирване, как решения общей жизненной задачи. Майнлендер также охотно принимает установление Гартманном три периода иллюзий человечества, но он резко восстает против принятия воли жить

Die Philosophie der Erlosung, II. Fa/M., 3 Ausgb., 1894.

156

с целью содействовать космическому процессу. "Как! - говорит он, - вы советуете предоставить себя общему мировому ходу и в то же время проповедуете: избери себе какую-нибудь карьеру, изучи какое-нибудь ремесло, зарабатывай деньги, богатство, славу, могущество, почести и т. д.; женись, рождай детей! Другими словами, вы собственноручно разрушаете единственную ценную сторону вашего труда - анализ иллюзий. Вы внезапно советуете тому, кто проник в смысл всех иллюзий, подчиняться им, точно иллюзия, с которой сорвано покрывало, - все еще иллюзия и может оказывать какое-нибудь воздействие!" (т. II, стр. 637).

Вся задача совсем иначе представляется Майнлендеру. Убежденный, как и предшественники его, в суетности счастья., он совершенно своеобразно рисует себе космический процесс. Он думает, что неопределимое божество существовало до мира. Прежде чем исчезнуть, "оно дало начало Вселенной". Последняя стала средством для достижения полного небытия. "Мир, - говорит Майнлендер, - есть средство для цели небытия и даже единственное возможное средство для этой цели. Бог нашел, что ему возможно только через развитие реального мира...

|< Пред. 236 237 238 239 240 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]