Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 254 из 444

Однако результаты более ранних форм познавательной деятельности еще слишком тяготели над умами для того, чтобы позволить им смело принять новый метод. Тем не менее прогресс совершился, и стало возможно приступить к сложным и трудным задачам, занимающим человечество.

Более чем за две тысячи лет до возникновения точной науки формулировал Будда главные недовольства рода человеческого. "Вот, о монахи, святая истина о страдании, - провозгласил он в своей проповеди в Бенаресе, - рождение есть страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание..." и т. д.

Медленно и постепенно, следуя от частного к общему, наука отважилась приступить только к наименее трудному из четырех, т.е. к болезни.

В буддийской легенде, приведенной в главе 6, вид больного "с ослабленными чувствами, тяжелым дыханием, высохшими членами, расстроенным и пораженным страданием желудком, - больного, выпачканного собственными испражнениями", вызвал у Будды следующее размышление: "Здоровье, следовательно, подобно игре сновидения! И страх смерти принимает такой ужасный вид! Какой же мудрец, увидав такие условия существования, мог бы еще думать о радости и удовольствии?" "Горе здоровью, разрушаемому всякими болезнями!" Когда Будда, молодым принцем, между прочим, просил у отца "всегда оставаться здоровым и чтобы его не настигла болезнь", король-отец отвечал ему: "Ты просишь невозможного, сын мой; в этом я бессилен".

С того времени все религии занимались лечением и предупреждением болезней.

|< Пред. 252 253 254 255 256 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]