Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 279 из 444



181

Бюхнер и Геккель утешают тем, что смерть есть вечный"покой", упуская из виду, что между покоем и полным небытием - огромная разница.

Мы находим очень большое сходство в доводах обоих популяризаторов науки XIX века. Как Бюхнер приводит легенду о "вечном жиде", так и Геккель опирается на легенду о несчастном Агасфере, тщетно искавшем смерти и находившем свою вечную жизнь нестерпимой.

"Если даже, - говорит Геккель, - представить себе эту жизнь среди рая со всеми его прелестями, она все же в конце концов должна стать страшно скучной" (стр. 239).

Только что приведенные мнения, несомненно, разделяются очень большим числом людей, опирающихся на научные доводы; но нет недостатка и в ученых, иначе смотрящих на занимающий нас вопрос.

Размышляя об общих научных и мировых задачах, немецкий физиолог Эмиль Дюбуа Реймон провозгласил свое "не ведаю" (Ignorabimus). Этим он хотел предупредить, что целый ряд вопросов, в высшей степени важных для человечества, - выше людского понимания и никогда не будет разрешен. Эти-то семь мировых загадок старается разрешить Геккель в своей вышеназванной книге.

Нередки ученые, думающие, что главные задачи, которые, по мнению Толстого, одни составляют настоящую науку, никогда не будут разрешены. "Каждый день, - говорит Шарль Рише (там же, стр. 35), - приносит какую-нибудь новую победу, не разрешая конечной загадки - назначения человека, - загадки, которая, вероятно, никогда не будет решена". Философы тоже исповедуют сходные мнения.

|< Пред. 277 278 279 280 281 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]