Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 44 из 444

Точно так же для физического совершенства человека английский философ признает критерием исключительно "наиболее полное приспособление всех органов к выполнению всех функций"; этот критерий, поскольку он касается нравственного совершенствования, не может быть ничеминым, как "содействием общему благу". Идеи эти менее определенно, но достаточно ясно выражают идеал древнего миросозерцания.

Однако, в то время как теоретики-рационалисты всех времен искали основ нравственности в человеческой природе, которую они считали хорошей или даже совершенной, многие религиозные учения проповедывали совершенно противоположный взгляд.

Природа человеческая считалась состоящей из двух враждебных элементов: души и тела. Из них одна душа достойна внимания, так как тело служит неисчерпаемым источником всяких зол. Отсюда бичевание и увечья, развивавшиеся до поразительных размеров у многих народов. Примеры индийских факиров, вешающихся на крюках, дервишей и мусульманских айсауа, вдавливающих себе череп ударами булавы, русских скоп

1 History of European Morals. London, 3 ed., 1877. 2 La Descendance de 1'homme et la Selection sexuelle, фр. пер. 3 Die Daiwinsche Theorie. 2 Ausgb., 1875, S. 272, прим. 25. 4 The Data of Ethics, 1879.

29

цов и многие другие ясно показывают, что далеко не все основывают свое поведение на совершенстве нашей природы.

Будда 1 вполне определенно высказал свое мнение о низком качестве человеческой природы.

|< Пред. 42 43 44 45 46 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]