Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 49 из 444

Живопись хотя и удержалась, но также пришла в сильный упадок. Все произведения искусства Италии в век Каролингов обнаруживают грубое равнодушие к естественной форме, отсутствие гармонии и чувства изящного. Позднее итальянское искусство пало еще ниже: "об изучении природы и необходимости ближайшего знакомства с человеческим образом никто и не думал. Эпоха, в которой на каждом шагу предполагалось участие неземных сил, - эпоха, миросозерцание которой зиждилось на резком контрасте небесного с земным, не могла признать и в искусстве власти физических закономерностей и естественного течения явлений" 2.

Тесная связь между христианским воззрением на человеческую природу и средневековым искусством не подлежит более сомнению. Тэн 3 следующим образом характеризует эту

1 De secta massonum. Parisiis, 1884, p. 9. Это место приведено Брюнетьером в "Revue des Deux Mondes", 1895, CXXVI, p. 116. 2 Schnaase. Geschichte der bildenden Kunste. 3 Philosophic de 1'art, 4 edit, 1885, II, p. 352.

32

эпоху: "Когда мы смотрим на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился и кровь его обеднела; чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы с чересчур длинными ногами и узловатыми руками, отшельники, высохшие и лишенные плоти, изображения Христа, похожие на раздавленных и окровавленных земляных червей; процессии бесцветных, сухих, грустных личностей, отражающих на себе все уродства немощи и страха угнетения".

|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]