Дело о пропавшем боге   ::   Латынина Юлия

Страница: 164 из 310

Вранье бунтовщиков было сколь очевидным, столь и незаинтересованным, и им же осложняло жизнь.

Здравый смысл доказывал в нем верность небылиц, а небылицы придавали очарование здравому смыслу. В зачитанной до дыр книге Нинвена Шаваш нашел изящные силлогизмы, доказывающие несомненную образованность автора, и грубейшие суеверия; логический метод изобличения существующих порядков, который с тем же успехом мог быть применен для критики порядков, воображаемых Нинвеном; призывы к восстановлению попранной справедливости, поощряющие на деле самые низменные инстинкты черни, и страстное желание блага человечеству, оборачивающееся ненавистью к людям. Особенно поразило Шаваша, что ненависть Нинвена к его соперникам из секты «длинного хлеба» была ничуть не меньше ненависти его к государству. Будто спорили между собой не друзья народа, а две шайки бандитов, обосновавшиеся на одном и том же городском рынке.

На одной из страниц рукописи Шаваш встретил занятное толкование хрестоматийного изречения о том, что «воля императора — и есть закон». Выворотив его смысл наизнанку, Нинвен писал, что император является императором, лишь будучи выражением закона; следовательно, когда он нарушает закон, он перестает быть императором; а когда воплощение закона перестает быть таковым, в стране законов не остается, и долг честных подданных — создать новые законы и новое их воплощение в новом императоре.

Это было тяжеловесно, но, в целом, логично.

|< Пред. 162 163 164 165 166 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]