Страница:
2 из 13
Очутившись на пароходе, который тонет, думаешь только о кораблекрушении. Но следовательно, мы не просто ограничиваем круг тем, мы и свое отношение к литературе окрашиваем пристрастиями, которые, как нам хотя бы порой становится ясно, лежат вне пределов литературы. Нередко мне начинает казаться, что даже в лучшие времена литературная критика сплошной обман: поскольку нет никаких общепринятых критериев, реальность не дает никаких подтверждений
оценкам, по которым вот эта книга "хорошая", а та "плохая", и выходит, что всякое суждение основано лишь на том или ином своде правил, призванных обосновать интуитивные пристрастия. Истинное восприятие книги, если она вообще вызывает какой-то отзвук, сводится к обычному "нравится" или "не нравится", а все прочее лишь попытка рационального объяснения этого выбора. Мне кажется, такое вот "нравится" вовсе не противоречит природе литературы; противоречит ей другое: "Книга содержит близкие мне идеи, и поэтому необходимо найти в ней достоинства". Разумеется, превознося книгу из сугубо политических соображений, можно при этом не кривить душой, искренне принимая такое произведение, но столь же часто бывает, что чувство идейной солидарности с автором толкает на прямую ложь. Это хорошо известно каждому, кто писал о книгах в периодике с четкой политической линией. Да и вообще, работая в газете, чьи позиции разделяешь, грешишь тем, что ей поддакиваешь, а в газете, которая по своей ориентации тебе далека,- тем, что умалчиваешь о собственных взглядах.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|