Страница:
276 из 279
- Интересно, что в «Сатириконе» герой постоянно испытывает «желание», которое он не в силах удовлетворить, ибо страдает импотенцией; а «отвращение» (taedium) охватывает его лишь однажды от сетований старухи на то, что он убил гуся – птицу Приапа (Сатирикон, 137, 6).
3 Сенека. О кротости, 1, 17,1.
4 Сенека. Письма к Луцилию, 89, 13.
5 Смерть вырывает тебя из родимого чрева, отвратительного и зловонного. - Точный источник установить не удалось. Для Сенеки, с его идеей избавления от страха смерти, гораздо более характерно следующее описание соотношения смерти и рождения: «Смерть есть избавление от всех горестей и тот конечный предел, за который не проникают беды наши. Она возвращает нас в тот покой, в котором пребывали мы прежде рождения. Если кто горюет об умерших, то должен он горевать и о не родившихся» (Диалоги, 6, 19, 5). «Отвратительным» материнское чрево именуется в трагедии «Эдип» (напр., 637, 1039), где главный герой ассоциируется со смертью (652). Может быть, здесь мы имеем дело со своеобразным смешением философских идей и трагического образа.
6 Луций Афраний - римский поэт и комедиограф (род. ок 150 г. до н.э.). Приведенная строчка – фрагмент 300 из его собрания.
7 …изображению отбросов и прочих «гадостей», чем особенно прославился Сос Пергамский. - Сос Пергамский – эллинистический художник, упоминаемый Плинием (Естественная история, 36, 184). Нам известны описания двух его картин: изображение зала после попойки и фреска с птичками, пьющими вино из чаши.
|< Пред. 274 275 276 277 278 След. >|