Уроки Чапека, или Этапы робоэволюции :: Парнов Еремей
Страница:
16 из 17
Лему, в частности, прямо следует Пирс Энтони ("Не кто иной, как я..."). Суперробот джанн с планеты Металлика, зал "Для иных форм жизни", ругательство "перегретое машинное масло" - все это привычный лемовский реквизит из его Вселенской "Металлокомедии" дель арте. Да и роботы Зингер, Континенталь и Считалка иа рассказа Антона Донева вполне могли бы быть ее персонажами.
Итак, роботы современной фантастики наделены не только достоинствами, которых у нас нет, но и недостатками, которые у нас есть. В современном мире (я, разумеется, имею в виду условный мир современной научной фантастики) робот целеустремлен, не скрывает своей гениальности, самостоятелен и в меру нахален. Это не железный "дядя Том" постчапековского периода, верный и кроткий слуга. Нет, андроиды Лейбера и' Саймака - это роботы-похитители, роботы-честолюбцы, роботы-штрейкбрехеры. Человек более не может ожидать от них ни снисходительной поблажки, ни капитуляции в угоду людскому самолюбию. Тем более, что робот и человек - это не только антитеза, но и единство, скрепленное переходным звеном - киборгом (яйцеглавы, собственно, и представляют собой такие киборги - искусственные симбиозы мозга и кибернетического устройства). К тому же человек, которого сами роботы называют "святым Айзеком", уже выпустил в мир новую серию андроидов, свободных от ограничений трех великих законов (рассказ "Женская интуиция").
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|