Наполеон и Мария-Луиза :: Бретон Ги
Страница:
57 из 66
Я спросила как-то, зачем она подвергает себя таким страшным опасностям, и она ответила:
— Чтобы заслужить похвалу принцаЕвгения. Она могла бы также добавить: «И из-за моей любви к генералу Монбрену».
Не стану описывать, что нам пришлось пережить во время этого тяжелого похода, свидетельницами какой отчаянной смелости и упорства мы были.
Мы — четыре женщины, — среди которых только одна была француженка, держались вместе; путешествовать приходилось поочередно в коляске и в санях, а позже — пешком или верхом на лошадях. Двое несчастных погибли. Мы с Нидией оказались более приспособленными к тяготам походной жизни и выжили.
После перехода в тридцать лье через непроходимые болота мы расположились на отдых в красивом замке…
Когда мы вошли в Москву, к тому времени уже занятую нашими войсками, этот необъятный город показался нам огромным кладбищем; зрелище пустынных улиц, покинутых домов, всей этой разрухи было величественным и одновременно печальным…
Расположились мы на Санкт-Петербургской улице, в Мамоновском дворце, в котором квартировал принц Евгений. Вид этого молодого героя, восторженные возгласы боготворивших его солдат, — все это создавало полную иллюзию победы. И мы заснули, убаюканные приятными снами. Но среди ночи нас разбудили ужасные крики, которые могли означать грабеж или нападение неприятельских войск».
По приказу губернатора Ростопчина, отца графини де Сегюр, подожгли город, и Москва полыхала.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|