Загадочные женщины XIX века :: Бретон Ги
Страница:
118 из 289
Эмиль Оливье осмелился намекнуть императору об этих пересудах.
Сцена заслуживает более подробного описания.
Однажды вечером Наполеон III, развалившись в кресле, сказал министру:
— Месье Оливье, мне хотелось бы знать, что говорят обо мне в Париже. Вы можете быть совершенно откровенны… как если бы я не был императором…
Эмиль Оливье после некоторого колебания ответил:
— Сир, ваши умственные способности вызывают беспокойство…
Наполеон III бесстрастно заметил:
— В донесениях, которые я получаю, содержатся такие же сведения…
И он снова впал в транс.
Главы европейских государств довольно быстро узнали, что Наполеон III, которого сладострастие привело к полному истощению, был не в состоянии управлять Францией. Конечно же, многих это известие порадовало. Например, короля Пруссии, который мечтал объединить Германию вокруг своего королевства (как в свое время Пьемонт стремился стать центром единой Италии) и облизывался на Эльзас и Лотарингию.
Был еще один человек, который потирал руки при мысли об умственном расстройстве императора. Это был юнкер, умный и тонкий дипломат, назначенный президентом прусского министерства и министерства иностранных дел. Его звали Отто де Бисмарк-Шенгаузен.
Бисмарк хорошо знал Наполеона III. В 1862 году он был посланником Пруссии в Париже. Он в качестве гостя посетил Фонтенбло, Сен-Клу, Компьень и быстро понял, что французский император рано или поздно впадет в слабоумие.
|< Пред. 116 117 118 119 120 След. >|