Страница:
270 из 393
В начале третьего века христианский богослов, епископ, ученик Иринея Лионского и Оригена, Ипполит записал гностический псалом, который заканчивался таким утверждением:
«Я вручу вам тайны священного пути, которые носят имя Гнозис»[411].
Гностики считали себя хранителями истинного христианства: в основе их учения лежало посвящение в истинное знание божественного.
Климент Александрийский постоянно спорил с гностиками, даже несмотря на то, что испытывал некоторую симпатию к их идеям. Мистерии и посвящения были характерной чертой александрийского христианства любого толка, но обычно эти учения не записывались, а передавались из уст в уста. Климент прямо говорит об этом в самом начале своего труда «Строматы»:
«И тайны эти, как богоданные, не доверяют письменному слову, но передают изустно»[412].
Призвав Феодора хранить молчание, Климент признает существование Тайного Евангелия, приводя его текст. Речь идет о двух отрывках, первый, и самый важный из которых, является вставкой в главу 10 Евангелия от Марка, между строками 34 и 35. Второй, меньший по размеру отрывок, служит дополнением к строке 46, где оригинальный текст плохо читается.
Смысл отрывка из Тайного Евангелия Марка состоит в том, что некий юноша был посвящен Иисусом в тайну Царства Божиего.
Как оказалось, это произошло в Вифании, в том самок месте, где был «воскрешен» Лазарь.
|< Пред. 268 269 270 271 272 След. >|