Страница:
212 из 220
Можем ли мы требовать вежливости от других, если сами проявляем грубость и бестактность, хотя бы и спровоцированные? Надо помнить, что по-настоящему свой ум, культуру и человеческое достоинство покажет тот, кто даже на несправедливую грубость ответит вежливо, с достоинством или даже промолчит, но не превратит диалог в перебранку, унижающую обоих.
Чем выше по служебной лестнице поднялся человек, тем большая ответственность ложится на него, тем у большего числа людей он на виду, тем виднее его величие или ничтожество.
Величие человека, облеченного властью, сказывается, прежде всего, в справедливости, принципиальности, бескорыстии, в его вежливости, скромности, отсутствии зазнайства, в заботе о людях, в его добрых делах — ибо зло и величие несовместимы. Ничтожество власть имущего безошибочно можно определить по его беспринципности, по тому злу, которое он творит, по грубости, зазнайству, использованию власти в корыстных целях, по бесцеремонному отношению к людям, стремлению унизить их, особенно людей одаренных, прославленных своими делами. При этом надо иметь в виду, что человека недалекого почти невозможно исправить. «Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном смысле. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыта для него не существует» (А. С. Пушкин).
А. С. Пушкин писал: «Уважение к именам, освященным славою — первый признак ума просвещенного. Позорить их дозволено токмо ветреному невежеству, как некогда по указке эфоров, одним хиосским жителям дозволено пакостить всенародно» (Т. 6, с. 32). И далее он говорит: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшее, насмехаясь над настоящим» (Т. 6, с. 296).
|< Пред. 210 211 212 213 214 След. >|