Страница:
284 из 310
Какие же это вопросы?
Первый вопрос – почему мир устроен так, а не иначе? Например, почему атомы так малы, а вселенная так велика?
Второй вопрос – откуда берётся всё разнообразие физических законов?
Третий вопрос – почему мир развивается от простого к сложному? Почему, возникнув из элементарных частиц, он усложняется и усложняется, возникает жизнь, и, наконец, возникает человек?
Четвёртый вопрос – что такое жизнь? как возникла жизнь?
Пятый вопрос – что такое человек? как возник человек? как возник человеческий язык?
Может быть, ответив на первые два вопроса, мы найдём дорогу к решению всех остальных?
Игорь Евгеньевич в последний месяц своей жизни, умирая, лёжа прикованный к дыхательному аппарату в своём кабинете, сказал мне: «Знаете, Юрий Иванович, в чём наша беда? Беда в том, что мы навязываем природе наш собственный человеческий язык. А законы природы написаны на некоем универсальном языке».
Это было как раз в тот период, когда после потрясающих успехов квантовой электродинамики получили согласие с опытом с точностью до восьмого знака и наткнулись, как на стену, на проблему сильных и слабых взаимодействий. И какие бы модели ни предлагались, они всё равно не приводили к успеху.
Так вот, он говорил: «Надо не модели предлагать, а нужно понять язык, на котором записаны законы природы, нужно найти единый источник всех физических законов». В начале двадцатого века эта проблема волновала многих философов «серебряного века». Они понимали, что есть что-то, стоящее за этим материальным миром. Но они не знали математики, они не знали современной науки.
|< Пред. 282 283 284 285 286 След. >|