Добро в учении графа Толстого и Ницше   ::   Шестов Лев

Страница: 158 из 167

Господи, что я не таков, как этот мытарь". А вот еще слова Заратустры по этому поводу: "Наслаждение и невинность - стыдливейшие вещи. Они не хотят, чтоб их искали. Их должно иметь, - но искать должно скорее вины и страдания". Это ли речи Антихриста? Имморалиста? Для того, кто внимательно изучал Ницше, не может быть сомнения, что его нападки направлены не на христианство, не на Евангелие, а на так распространенные повсюду общие места о христианском учении, которые от всех - и от самого Ницше - застилают смысл и свет правды. "Добро есть Бог", - говорит гр. Толстой ученикам своим - лишь то, что все говорят, что говорит это самая культурная толпа (у Ницше "ученая чернь" - и в выражениях обоим писателям случается сходиться!), на которую он нападает. При этом вся жизнь обращается в "зло", и гр. Толстому нет до этого дела. Он и не спрашивает себя (вернее, не хочет, чтоб ученики его спрашивали), как же Бог не царит на земле, как миллионы людей живут вне Бога. Его утешает, что он взошел на верхнюю ступень нравственного развития! - У Ницше был другой опыт, другая жизнь, и потому пред ним вопрос об оценке добра восстал в иной форме. Он понял, что зло нужно так же, как и добро, больше, чем добро, что и то, и другое является необходимым условием человеческого существования и развития, и что солнце может равно всходить и над добрыми, и над злыми. Таковы смысл и значение ницшевской формулы "по ту сторону добра и зла".

|< Пред. 156 157 158 159 160 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]