Древняя Мексика без кривых зеркал :: Андрей Скляров
Страница:
373 из 482
Да, пластика движений отображена… Но обработка камня – на самом простейшем уровне… И у других скульптур дело обстоит ничуть не лучше…
Не менее знаменитые, чем ягуар, каменные водоводы (
Рис. 222 ), которые послужили целому ряду «альтернативщиков» пищей для фантазий на тему высочайшего уровня развития гидротехнических знаний и навыков ольмеков, также не представляли абсолютно никакого интереса, с точки зрения каменной индустрии. А простые каменные зернотерки (
Рис. 223 ) только подчеркивали весьма низкий уровень общества, в котором все это было создано…
Рис. 223. Каменные зернотерки (Сан-Лоренцо)
И сколько мы не крутились вокруг единственной оставшейся здесь гигантской головы (см.
Рис. 219 ), сколько не всматривались в ее детали, сколько не делали скидки на эрозионные процессы в течение длительного времени, мы так и не смогли найти совершенно никаких признаков сколь-нибудь высоких технологий работы с камнем. Конечно, создание такой скульптуры из огромной заготовки явно потребовало от художника (или художников) кропотливой и тщательной работы. Но камень – не слишком твердый и больше похож на очень плотный песчаник, легко поддающийся обработке, а вовсе не на прочный базальт, как описывается в различной литературе…
Единственное, что привлекло внимание, – это небольшие просверленные «камушки» с металлическим блеском, которые грудой лежали под прозрачным плексигласом (
Рис. 224 ). Из-за неточностей перевода нам сначала показалось, что служитель говорит о том, что они сделаны из железа.
|< Пред. 371 372 373 374 375 След. >|