Евреи, дисседенты и еврокоммунизм :: Кара-Мурза С Г
Страница:
93 из 197
Не было для этого поворота и формальных оснований, на которые часто указывают (закрытость советского общества, нехватка демократии): очевидно, что после войны СССР быстро становился все более открытым и терпимым обществом. Достаточно сравнить последовательность лидеров-символов: Сталин - Хрущев -Брежнев Горбачев.
Разрыв с советским строем, видимо, был для многих евреев большим потрясением - даже разрыв с идеологией. Мысли об этом горьки ("Недавно умер политрук Леви"). В обостренном виде проявилась в евреях общая для жителей СССР тревога и удрученность, нарастающее отчуждение от строя, который становился все менее советским,- потому его так равнодушно "сдали" в 1991 г.
Изверившись в блаженном общем рае,
но прежние мечтания любя,
евреи эмигрируют в Израиль,
чтоб русскими почувствовать себя.
Но не в отъезде дело. В еврейской элите задолго до этого был сделан выбор: этот "заболевший строй" надо не лечить, а убить. Здесь, кстати, в самом еврействе пролегла глубокая трещина - большинство евреев вовсе не занимают антисоветской позиции. По данным Р.Рывкиной, 60-70% евреев в России отмечают типично советские праздники (День Победы, День Советской Армии, 8 марта, 1 мая и 7 ноября), в то время, как, скажем, праздник Пурим отмечают 18%.
Конечно, большой поворот к антисоветизму левой и либеральной западной (и западнической) интеллигенции - процесс общемировой. Вираж еврокоммунистов и советской интеллектуальной элиты с некоторым запозданием, но повторяет траекторию еврейской элиты. Видимо, между всеми этими компонентами была взаимно усиливающая обратная связь.
|< Пред. 91 92 93 94 95 След. >|