Евроцентризм и едипов комплекс интеллегенции   ::   Кара-Мурза С Г

Страница: 18 из 220



И когда прилагаешь эти усилия, оказывается, что Маркс был гораздо умнее и глубже, чем нам его представляли. Многое, что мы принимали за его постулаты, было не более чем рабочей моделью. Это касается и евроцентризма, в частности, трактовки "греческого мифа". Самир Амин, указывая на "пропитанность" марксизма евроцентризмом, в то же время бережно старается выявить реальный смысл критикуемых им положений, очистить их от евроцентристских наслоений. В частности, он отмечает: "Маркс, чья интуиция порой достигала удивительной остроты и опережала возможный для его времени уровень теории, объясняет нашу симпатию к Древней Греции тем, что она напоминание о "нашем детстве" (детстве всего человечества, а не Европы); Энгельс никогда не переставал выражать аналогичные симпатии не только по отношению к "варварам" Запада, но и к ирокезам и другим аборигенам Северной Америки - напоминанию о нашем еще более далеком детстве. Позже многие антропологи - и в этом аспекте не евроцентристы - выражали такое же расположение к другим называемым "примитивными" народам, без сомнения, по той же причине" [9, с. 91].

Мифом является и утверждение о непрерывности процесса культурной эволюции и смены социально-экономических формаций. Феодализм был принесен варварами, сначала размывавшими, а затем и завоевавшими рабовладельческую Римскую империю. Варвары же в своем укладе этапа рабства не проходили - они становились рабами лишь как военнопленные античных государств (и создавали там проблемы).

|< Пред. 16 17 18 19 20 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]