Евроцентризм и едипов комплекс интеллегенции :: Кара-Мурза С Г
Страница:
215 из 220
Когда, например, беднейшие индейские общины в Соединенных Штатах, едва насчитывающие несколько десятков семей, бунтуют против планов экспроприации, которая сопровождается компенсацией в сотни тысяч, а то и миллионы долларов, то это, по заявлениям самих заинтересованных в сделке деятелей, потому, что жалкий клочок земли понимается ими как "мать", от которой нельзя ни избавляться, ни выгодно менять... В этих случаях речь идет именно о принципиальном превосходстве, которое отдается природе над культурой. Это знала в прошлом и наша цивилизация, и это иногда выходит на поверхность в моменты кризисов или сомнений, но в обществах, называемых "примитивными", это представляет собой очень прочно установленную систему верований и практики" [27, с. 301-302].
В течение шести лет перестройки социологи, философы и поэты на все лады убеждали советского человека, в том, что он жил в "примитивном" обществе. Убедили, этот человек согласился с разрушением "внешних" конструкций - государства, идеологии, социальной системы. Но теперь к этому "примитивному" человеку пристают с требованием, чтобы он добровольно признал, что частная собственность представляет собой естественное право. Ну где же логика? Ведь в сознании "примитивного" человека отрицание этого права есть прочно установленная система верований. Такие вещи по приказу не отменяются. Значит, "реформаторы" организуют войну, причем войну не социальную, а религиозную, войну против верований. Но это - войны на уничтожение.
Кстати, на огромном археологическом материале антропологи установили, что война как форма взаимоотношений между людьми возникла вместе с частной собственностью. И по мере развития этой категории войны становились все более кровавыми.
|< Пред. 213 214 215 216 217 След. >|