Идеология и мать ее наука :: Кара-Мурза С Г
Страница:
2 из 267
Не случайно свой фундаментальный труд, в котором описана духовная, культурная основа рыночной экономики, - "Протестантская этика и дух капитализма" - Макс Вебер начинает с вопроса: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что только в Западной Европе возникло такое явление культуры, как наука [1, c. 44]? Совершенно очевидно, что это "сцепление обстоятельств" не только специфично - оно уникально. Не случайно, что возникновение "правового" общества в Европе совпало с утверждением конкуренции как механизма рыночной экономики и с рождением науки. Все это элементы нового типа цивилизации, складывающегося в европейских странах в XVII-XVIII веках.
Современное западное общество возникло как единое целое, и одним из столпов, на которых оно стояло, был новый тип знания, познания и мышления наука. Можно также сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, так как она "пропитывала" все его поры. Но для нашей темы важна одна сторона дела: наука заменила церковь как высший авторитет, легитимирующий, освящающий и политический строй, и социальный порядок. Таким образом, наука стала инструментом господства. Каким же способом власть использовала и использует науку в этих целях?
Вместе с наукой, как ее "сестра" и как пpодукт буpжуазного общества, возникла идеология. Она быстpо стала паpазитиpовать на науке. Как отмечает видный философ науки, "большинство современных идеологий, независимо от их происхождения, утверждают, что основываются на науке или даже что составляют базу самой науки. Таким образом они стремятся обеспечить себе легитимацию наукой". Наука заняла место, ранее принадлежавшее божественному откровению или разуму".
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|