Идеология и мать ее наука :: Кара-Мурза С Г
Страница:
39 из 267
И политический поpядок, по Гоббсу, является своеобpазным договоpом между всеми "воюющими стоpонами". То есть, политическая власть получает легитимацию "снизу", от совокупности свободных и pавных гpаждан, а не "свеpху", как иеpаpхия, освященная тpадицией и pелигией.
Такое представление о человеке является специфическим порождением западной культуры. Оно стало едва ли не важнейшим инструментом идеологии в легитимации и политическогг, и социального порядка буржуазного общества. Для власти оно стало важнейшим средством господства через манипуляцию сознанием (подробнее см. в [22]). Американский специалист по СМИ Г.Шиллер придает мифу об индивидууме большое значение во всей системе господства в западном обществе:
"Самым крупным успехом манипуляции, наиболее очевидным на примере Соединенных Штатов, является удачное использование особых условий западного развития для увековечения, как единственно верного, определения свободы языком философии индивидуализма... На этом фундаменте и зиждется вся конструкция манипуляции" [23].
Видение общества как мира "атомов" вытекает из той научной рациональности, в основе которой лежит детерминизм - уверенность, что поведение любой системы подчиняется законам и его можно точно предсказать и выразить на математическом языке. И движение атомизированного "человеческого материала" поддается в научной политэкономии такому же точному описанию и прогнозированию, как движение атомов идеального газа в классической термодинамике.
|< Пред. 37 38 39 40 41 След. >|