Идеология и мать ее наука :: Кара-Мурза С Г
Страница:
65 из 267
Одним из способов обойти это противоречие Вебер называет "парадокс профессиональной этики пуритан, которая в качестве религиозной виртуозности отказалась от универсализма любви, рационализировала всякую деятельность в миру как служение положительной воле Бога, в своем последнем смысле совершенно непонятной, но единственно в таком аспекте познаваемой, и тем самым приняла как подтверждение обладания божественным милосердием также экономический закон, отвергаемый вместе во всем миром как рукотворный и испорченный, в качестве угодного Богу материала для выполнения долга. Это было, по существу, принципиальным отказом от веры в спасение как цели, достижимой для людей и для каждого человека в отдельности, и заменой ее надеждой на милосердие Божие, даруемое без осознаваемой причины и всегда только в анном частном случае. Такое воззрение, не основанное на братстве, по существу уже не было подлинной "религией спасения" [35, c. 317].
Вебер же указывает и на то, что сходство профессиональной этики буржуазного предпринимателя и нарождавшейся параллельно науки лежит не только в структурах мышления (рационализм), но и в сфере мотивации. Буржуа накапливает деньги ради денег, ученый - знание ради знания.
Идея пpогpесса настолько вошла в общественное сознание, что пpи обсуждении самых pазных пpоблем в качестве бесспоpного кpитеpия прикидывают, в какой мере то или иное дело служит пpогpессу.
|< Пред. 63 64 65 66 67 След. >|