Страница:
99 из 328
Местные жители, с которыми встречался путешественник в разных концах Дагомеи, говорили ему, что человека можно будто бы вернуть к жизни, если после его смерти не прошло много времени. Из слов некоторых европейцев, живущих в стране, также следовало, что он был не единетвенным белым, которому случилось присутствовать на подобный церемонии.
В отличие от практики современных реаниматоров, когда возможность возвращения к жизни измеряется минутами, представители иных, неевропейских культур считают это время значительно большим. Так, на Гаити жрещл "вуду", имея в виду практику "зомби", говорят о десяти днях. У народов Сибири-применительно к шаманам-срок этот определяется в семь дней. Эти же семь дней упоминаются и в древнешумерских глиняных табличках. У североамериканеких индейцев и племен Новой Гвинеи-шесть дней. У туруханеких шаманов, считалось, критический срок, чтооы вернуть человека к жизни, немного более суток. Важен, однако, здесь не ^ временной перепад, который измеряется сутками, а сама устойчивость представления, что в рамках определенного времени, нескольких дней, возвращение к жизни возможно.
Некоторые из свидетельств, говорящих о подобных возвращениях, я привел. Есть все основания предполагать, однако, что большинетво таких фактов потеряны и забыты, как потеряно и забыто много свидетельств прошлого.
4. ВМЕСТО ДРУГОГО
порой
Среди них представление, согласно которому жизнь человека может быть якобы продлена за счет другой, отданной добровольно.
|< Пред. 97 98 99 100 101 След. >|