Истмат и проблема Восток-Запад   ::   Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Страница: 126 из 285

В России социальная философия (как православная, так и либеральная, а тем более марксистская) вообще считала саму постановку вопроса некорректной, поскольку личности внеобщества просто не существует. Общество и личность связаны нераздельно и создают друг друга .

Различны и те силы, процессы, которые скрепляют общество двух разных типов. На Западе этим процессом является эквивалентный обмен между индивидами, их контракт купли-продажи , свободный от этических ценностей и выражаемый чисто количественной мерой цены . Каждый человек выступает по отношению к другому человеку как собственник. Общество формируется через акты обмена, посредством которых каждый ищет максимально возможную выгоду за счет приобретения собственности другого за наименьшую цену. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится рынок . Каждый акт обмена должен быть свободным и эквивалентным .

Напротив, в обществе традиционном люди связаны множеством отношений зависимости . Акты обмена между ними по большей части не приобретают характера свободной и эквивалентной купли-продажи (обмена равными стоимостями) — рынок регулирует лишь небольшую часть общественных отношений. Зато велико значение отношений типа служения, выполнения долга, любви, заботы и принуждения. Все это отношения с точки зрения либерала несвободные и не поддающиеся рациональному расчету, они в значительной части мотивируются этическими ценностями. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится в традиционном обществе семья .

|< Пред. 124 125 126 127 128 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]