Страница:
351 из 526
Изъ дальнѣйшаго повѣствованія мы узнаемъ, чѣмъ очаровалъ жителей Миргорода Иванъ Ивановичъ,- онъ былъ "душой" мѣстнаго общества: умѣлъ витіевато говорить, любилъ щегольнуть и зналъ, какъ держать себя; онъ соблюдалъ свое достоинство, какъ никто въ городѣ; онъ умѣлъ со всѣми уживаться и всѣмъ говорить пріятное… Правда, "приличія" – вещь относительная,- въ разныхъ слояхъ общества подъ "приличіями" понимается различное, и Гоголь далъ нѣсколько образчиковъ смѣшного и уродливаго толкованія этого понятія въ Миргородѣ: верхомъ приличія здѣсь считалось, напримѣръ, отказываться до трехъразъ отъ предложеннаго чая, и Иванъ Ивановичъ съ такимъ достоинствомъ умѣлъ ломаться передъ поставленной чашкой, что y наивнаго разсказчика вырывается восторженное восклицаніе: "Господи Боже! Какая бездна тонкости бываетъ y человѣка! Нельзя разсказать, какое пріятное впечатлѣніе производятъ такіе поступки!… Фу, ты пропасть! Какъ можетъ, какъ найдется человѣкъ поддержать свое достоинство!"
Отношеніе Ивана Ивановича къ себѣ.
Это умѣніе "поддерживать свое достоинство" основывалось y Ивана Ивановича на томъ уваженіи, которое онъ имѣлъ къ себѣ,- къ своему маленькому чину и званію. Къ тому же онъ совершенно серьезно считалъ себя "прекраснымъ человѣкомъ", угоднымъ Богу и заслуживающикъ уваженія со стороны людей. Это "фарисейство" Ивана Ивановича – характерная его черта. Онъ не былъ сознательнымъ "тартюфомъ" – онъ жилъ наивнымъ лицемѣромъ и умеръ довольный собой, съ полной вѣрой въ себя, не омраченный сомнѣніями, не обезпокоенный внутренней борьбой, которая рождается въ душѣ человѣка, сознательно смотрящаго въ жизнь.
b) "Дѣйствительный Иванъ Ивановичъ.
И, между тѣмъ, этотъ "богомольный" и "добрый" человѣкъ полжизни отдалъ на тяжбу съ другомъ-сосѣдомъ изъ-за слова "гусакъ"; онъ прибѣгалъ и къ лжи, и къ клеветѣ, и къ подкупамъ,- онъ обнаружилъ въ своей "праведной" душѣ бездну дряни.
|< Пред. 349 350 351 352 353 След. >|