Клеопатра. Последняя Из Птолемеев   ::   Грант Майкл

Страница: 55 из 281

Более того, чем больше греки формально смешивались с египтянами, тем сильнее они держались за греческую культуру и греческие учреждения. Египтяне же, как и во времена Геродота, смотрели на греков как на чужаков. В одном из храмов Верхнего Египта сохранилась надпись, запрещающая входить в храм не только азиатам и аравийцам, но также и грекам. При внешнем распространении греческой культуры она никогда не могла вытеснить стойкого египетского традиционализма.

* * *



Такова была своеобразная государственная структура, унаследованная Клеопатрой. Сама же она слишком занята была взаимоотношениями с Римом, как межгосударственными, так и межличностными, чтобы основательно заниматься внутренними делами. Правда, насколько мы можем судить об этом, связи царицы с коренными египтянами были хорошими. Когда начались беспорядки в Александрии, Клеопатра получила поддержку именно в Верхнем Египте, а после ее заключительного поражения часть египтян готовы были восстать, чтобы оказать ей помощь. По сообщению Плутарха, вдобавок к африканским наречиям она знала также и египетский язык, которым не владел до нее никто из Птолемеев (см. Плутарх. Антоний).

Однако больше всего Птолемеи стремились наладить контакты с египтянами через религиозную сферу (чему, вероятно, следовала и Клеопатра). Еще основоположник династии Птолемей I, чтобы связать религии обеих общин, ввел культ бога Сераписа, которого с тех пор почитали и греки и египтяне. Он был создан на основе культа священного быка Аписа, который в Египте ассоциировался с Осирисом.

|< Пред. 53 54 55 56 57 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]