Морфология волшебной сказки :: Пропп Владимир
Страница:
46 из 170
Ход действия определяется кличем, а не увозом на взморье, почему увоз в этих случаях не может быть отнесен к соединительному моменту.
6) Обреченный на смерть герой тайно отпускается ( В 6). Повар или стрелец щадит девушку (мальчика), отпускает их, вместо них убивает животное, чтобы добыть их печень и сердце в качестве доказательства убиения (210, 195). Выше момент В был определен как фактор, вызывающий отправку героя из дома. Если отсылка дает необходимость отправиться, то здесь предоставляется возможность отправиться. Первый случай характерен для героя искателя, второй — для пострадавшего героя.
7) Поется жалобная песнь ( В 7). Эта форма специфична для убиения (поет оставшийся в живых брат и др.), околдования с изгнанием, подмены. Беда благодаря этому становится известной и вызывает противодействие.
X. Искатель соглашается или решается на противодействие
(определение — начинающееся противодействие, обозначение С ).
Этот момент характеризуется например, такими словами: "Позволь нам твоих царевен разыскать" и др. Иногда этот момент словами не упоминается, но волевое решение, конечно, предшествует исканию. Этот момент характерен только для тех сказок, где герой является искателем. У изгнанных, убитых, околдованных, подмененных героев нет волевого стремления к освобождению, и здесь этот элемент отсутствует.
XI. Герой покидает дом
(определение — отправка, обозначение ↑). Эта отправка представляет собою нечто иное, чем временная отлучка, обозначенная выше знаком е. Отправки героев-искателей и героев пострадавших также различны.
|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|