Огнем и мечом   ::   Сенкевич Генрик

Страница: 131 из 216

Возможно, что отчета не отдавал себе и сам Хмельницкий, пока что славший краковскому правителю, казацкому комиссару и коронному хорунжему письма, полные жалоб и нареканий, а заодно и клятвенных признаний в верности Владиславу IV и Речи Посполитой. Хотел ли он выиграть время или же полагал, что какой-нибудь договор еще может положить конец конфликту - мнения расходились, и только два человека ни на мгновение не обольщались по этому поводу.

Людьми этими были Зацвилиховский и престарелый Барабаш.

Старый полковник тоже получил от Хмельницкого послание. Было оно издевательским, угрожающим и оскорбительным. "Со всем Войском Запорожским починаем мы, - писал Хмельницкий, - горячо взывать и молить, дабы в соблюдении были оные привилегии, каковые ваша милость у себя укрывал. А посколь сокрыл ты их для собственной корысти и богатств умножения, постольку все Войско Запорожское полагает тебя достойным полковничать над баранами или свиньями, но не человеками. Я же прошу прощения у вашей милости, ежели в чем не угодил в убогом доме моем в Чигирине о празднике св. Миколы и что уехал на Запорожье, не сказавшись и не спросившись".

- Вы только поглядите, судари мои, - говорил Зацвилиховскому и Скшетускому Барабаш, - как глумится он надо мною, а ведь я его ратному делу обучал и, можно сказать, вместо отца был!

- Значит, он со всем войском запорожским привилегий добиваться собирается, - сказал Зацвилиховский. - И война, попросту говоря, будет гражданская, изо всех самая страшная.

На это Скшетуский:

- Видно, спешить мне надо; дайте же, милостивые государи, письма к тем, с кем по приезде следует мне связаться.

|< Пред. 129 130 131 132 133 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]