Огнем и мечом   ::   Сенкевич Генрик

Страница: 201 из 216

Маленький Володыёвский мчится во главе драгун, и хоть в руке его всегдашняя тонкая сабелька, но это всем рубакам рубака: с кем состукнет клинок, тот, считай, уже в могиле; а вот и пан Подбипятка замахивается своим палаческим Сорвиглавцем! Срубит он три головы или не срубит? Ксендз Яскульский объезжает хоругви и, воздев руки, творит молитву, но, будучи старым жолнером, не утерпев, то и дело гаркает: "Бей! Убивай!" А вот уже и панцирные склонили мечи на пол-уха лошадиного, полки взяли с места, разгоняются, мчатся, битва, шквал!

Внезапно видение меняется. Наместнику является Елена. Бледная, с распущенными волосами, она взывает: "Спаси же, Богун за мною гонится!" Скшетуский срывается с телеги, но чей-то голос, на этот раз настоящий, говорит ему:

- Лежи, д и т и н о, не то свяжу.

Это обозный есаул Захар, которому Хмельницкий наказал с наместника глаз не спускать, снова укладывает его на телегу, накрывает конской шкурою и спрашивает:

- Щ о  з  т о б о ю?

И пан Скшетуский вовсе приходит в память. Призраки исчезают. Возы влекутся у самого днепровского берега. Холодное дуновение прилетает с реки, и ночь бледнеет. Речные птицы затевают предрассветный гомон.

- Слушай, Захар! Мы разве уже миновали Кудак? - спрашивает Скшетуский.

- Миновали! - отвечает запорожец.

- А куда же вы идете?

- Н е  з н а ю. Б и т в а  к а ж е, б у д е, а л е  н е  з н а ю.

От слов этих сердце радостно забилось в груди пана Скшетуского. Он полагал, что Хмельницкий станет осаждать Кудак и с этого начнет военные действия.

|< Пред. 199 200 201 202 203 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]