Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм   ::   Ильин Илья

Страница: 104 из 430

Первые два не получили

у него эксплицитного описания и развернутых характеристик,

поэтому фактически, и это касается в первую очередь "Слов и

вещей", речь у него идет о трех четко друг другу противопос

тавлевных "эпистемах": Возрождение (ХV-ХVI вв.), классиче

ский рационализм (ХVII-ХVIII вв.) и современность (с начала

ХIХ в.). Как пишет Автономова, эти три эпистемы кардиналь

ным образом отличаются друг от друга: "В ренессансной эпи

стеме слова и вещи сопринадлежны по сходству; в классическую

эпоху они соизмеряются друг с другом посредством мышления

путем репрезентации, в пространстве представления; начиная

с ХIХ в. слова и вещи связываются друг с другом еще более

сложной опосредованной связью -- такими мерками, как труд,

жизнь, язык, которые функционируют уже не в пространстве

представления, но во времени, в истории" (3, с. 58).

Очевидно, стоит привести и самое последнее по времени

(1991 г.) определение, даваемое Автономовой этим трем эпи

стемам, специфику каждой из которых она видит прежде всего

в различии "означающего механизма, соотношении "слов" и

"вещей", и соответственно перипетии языка в культуре: язык

как вещь среди вещей (Возрождение), язык как прозрачное

средство выражения мысли (классический рационализм), язык

как самостоятельная система в современной эпистеме. Послед

нее превращения "языка" вместе с жизнью" и "трудом" угро

жают, как считает Фуко, единству человека: в современную

эпоху вопрос о человеке как сущности невозможен.

|< Пред. 102 103 104 105 106 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]