Страница:
65 из 216
Индивид пытается устанавливать какие-то отношения с обществом; нои общество пытается устанавливать какие-то отношения с индивидом.
Обозначим совокупности действий по установлению или прекращению отношений между индивидом и обществом как функцию двух переменных f(I, O) . Обозначим аналогичные действия общества по отношению к индивиду через f(O, I) . В таком случае все этические суждения будут утверждениями относительно отношений f(I, O) и f(O, I) .
Этические системы
Неэтичной (или противонравственной) можно назвать ситуацию неравенства, или неэкивалентности, f(I, O) и f(O, I) . Соответственно, обратной (этичной) можно назвать ситуацию, когда эти совокупности действий каким-то образом сравнимы.
Что касается выражения "каким-то образом", оно обозначает следующее. Можно выделить четыре разных способа установления эквивалентности между f(I, O) и f(O, I) . Эти четыре способа будем в дальнейшем именовать этическими системами.
1. f(I, O) = f(O, I)
2. ^f(I, O) = ^f(O, I)
3. f(O, I) = f(I, O)
4. ^f(O, I) = ^f(I, O)
Кроме того, сюда же можно отнести еще и четыре тавтологии:
f(I, O) = f(I, O)
^f(I, O) = ^f(I, O)
f(O, I) = f(O,I),
^f(O, I) = ^f(O, I)
В дальнейшем будем считать все тавтологии эквивалентными друг другу. Их можно выделить в отдельную группу.
Интерпретация смысла этих формул достаточно проста. Учитывая, что этические правила выражаются императивами (типа "я должен…"), нужно иметь в виду, что в левой части формулы всегда стоит императив.
|< Пред. 63 64 65 66 67 След. >|