Страница:
85 из 216
В мире есть много непознанного, а в сознании есть много неистинного, но и не «ошибочного», а просто не соответствующего ничему в мире — например, наши цели и идеалы.
Итак, истина — это соответствие иному , прежде всего — симметричное соответствие бытия и сознания. [43]
Как только мы заговорили о симметрии, мы обязаны ввести критерии симметричности, удостоверяющие ее наличие. Эти критерии, сформированные в рамках этики, переносятся в область познания. Остается рассмотреть, как это происходит.
В процессе познания речь идет не об отношении человека и общества , а об отношении человека и мира . Поэтому в дальнейшем изложении будет применяться константа M (лат. mundus ‘мир’ ) вместо O .
Ниже мы изложим ряд соображений о понятии истины в рамках первой, второй и третьей этической систем.
Понятие истины в рамках первой этической системы (Юг)
f(I, M) = f(M, I)
Я должен вести себя по отношению к миру так, как мир относится ко мне .
Я должен уподобиться реальности .
Это определение истины как точного подобия мира. Чем точнее это подобие, тем лучше. В рамках подобного понимания мира нет места абстрактному знанию: общие утверждения не соответствуют ничему конкретному, а потому и не могут претендовать на истинность.
В рамках подобного понимания истины самыми верными и надежными знаниями являются хорошие чувственные восприятия.
|< Пред. 83 84 85 86 87 След. >|