Страница:
21 из 139
Няньке малолетней царевны Софьи (той самой противницы сводного брата Петра) платили побольше - пятьдесят рублей в год.
Надеюсь, читатель может теперь представить, какой фантастической была выгода? Достаточно было привезти из-за Урала десяток соболей, чтобы обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь - если не гнаться за боярской роскошью, а купить приличное поместье и поживать себе на всем готовом. А если - сотню шкурок? Две? Вот то-то…
Именно вырученные за пушнину деньги помогли Российскому государству подняться после опустошительного Смутного времени. Да и впоследствии крепили державу. Приведу один-единственный пример: в 1660 г. доходы Российского царства-государства составили 1 млн 311 тыс. руб. Из них 600 тыс. руб., едва ли не половина - доходы от сибирской пушнины. Впечатляет?
Между прочим, прозаическая для России белка в Западной Европе ценилась гораздо выше и была еще одним экспортным товаром, приносившим Москве нешуточный доход. Во Франции, как и в других королевствах, писал знаток проблемы Оноре де Бальзак, королевские указы предписывали ношение мехов, в том числе белки, исключительно благородному сословию - дворянам и духовенству. И уж сословие это, будьте уверены, свои привилегии использовало на все сто - не из-за холодов, из принципа. Указы эти особо подчеркивают: «редкий» беличий мех имеют право носить только благородные, благородные, благородные дамы и господа! В других королевствах происходило примерно то же самое.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|