Сновидения и фантазии. Анализ и использование :: Джонсон Роберт
Страница:
36 из 357
Многочисленные исторические и психологические факторы, развивавшиеся в течение многих столетий, привели к нашему сегодняшнему непониманию истинной сущности воображения и фантазии Объем этой книги не позволяет перечислить все эти факторы, но, поскольку предубеждения получили столь широкое распространение, я думаю, будет уместно остановиться на том, как понимали фантазию и воображение наши интеллектуальные предки — древние греки.
"Фантазия" — это греческое слово. Изначальное значение этого слова было информирующим' "то, что делает видимым" Оно произошло от глагола, означавшего, "делать видимым, открывать". Взаимосвязь не вызывает сомнений: психологическая функция нашей способности фантазировать состоит в том, чтобы "делать видимой" динамику бессознательной души.
Итак, греческая психология знала то, что современной аналитической психологии пришлось открывать заново: человеческий разум наделен особым даром превращать невидимое царство в видимые формы, чтобы разум мог их увидеть и созерцать. Вот это невидимое царство мы и называем бессознательным. Платон нарек его миром идеальных форм; для других древних оно было сферой богов, областью чистого духа. Но все они чувствовали одно: только наша способность создавать образы дает нам возможность эти образы видеть.
У древних греков phantasia обозначала тот особый дар разума, который способствовал созданию поэтических абстрактных и религиозных образов. Фантазия — это наша способность "делать видимым" содержание внутреннего мира посредством придания ему формы, его персонификации. Греки считали реальность внутреннего мира само собой разумеющейся и выражали ее идеальные формы или универсальные качества в образах своих богов. Для них phantasia была инструментом, посредством которого божественный мир общается с человеческим разумом.
|< Пред. 34 35 36 37 38 След. >|