Тайная власть, Незримая сила   ::   Горбовский Александр

Страница: 229 из 271

Сами же симптомы, воспринимаемые на физио-биологическом уровне, есть лишь производное, результат воздействия такой полевой структуры, которая стремится к устойчивости и к продлению собственного бытия. "С этой точки зрения, пишет Файдыш, - в древних представлениях о болезни, как о самостоятельной сущности, сопротивляющейся действиям врача, содержится определенная доля истины." Это - чрезвычайно интересная точка зрения.

То, что делают различные целители и шаманы, во многих случаях и есть, очевидно, перенос, "переселение" такой полевой "самостоятельной сущности" в некий предмет или в животное.

Характерна в этом отношении одна из практик православного целительства. Болезнь нарочно персонифицировалась, ей придавались личностные черты с тем, чтобы затем, изгнав эту как бы умышленно сформированную сущность, исцелить больного. Такие персонифицированные болезни можно видеть, например, на иконах XVII века. Это двенадцать различных Трясовиц, Огней, Лихорадок и т. д. Изображались они чаще в виде обнаженных женских фигур, не лишенных женственности и прелести, с лицами спокойными и красивыми. Единственное, что выражало недобрую их сущность, были крылья летучих мышей за спиной. Каждой из болезней соответствовал свой цвет - белый, желтый, зеленый, красный... Над каждой из них изображался Ангел-хранитель, оберегающий от ее прихода. Свое поражение Трясовицы, Лихорадки выражали одинаковым жестом: "приложением правой руки к щеке".

Совершая ритуал исцеления, священник изгонял такую персонифицированную болезнь, читая особую молитву: "Ты еси окаянная Тряся, ты еси окаянная Огня, ты еси окаянная Ледея...

|< Пред. 227 228 229 230 231 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]