Страница:
232 из 271
Известно, что лицо человека - лик его души, лик глубинных состояний его психики.
Если вы посмотрите на психически больного, вы можете заметить маску болезни, как бы наброшенную поверх его лица. Истинный же его лик, с трудом пробиваясь, лишь как бы мерцает сквозь эту завесу. Впрочем, так видится мне, и я не уверен, что именно это видел и имел в виду Назлоян, начиная свой путь целительства.
Постепенно и с величайшим трудом удается целителю освободить этот лик больного от маски болезни, лежащей поверх его. Особенно мучительным оказывается момент, когда портрет, а, следовательно, и процесс исцеления подходит к концу. Реакция больного больше всего напоминает реакцию одержимого, которого покидает некая сущность, темный дух, обитающий в нем. Перед тем как окончательно исцелиться, больной разряжается беспричинным многочасовым плачем, смехом, прорывается циничная сексуальность, агрессия, глумливость. Это как бы последний, заключительный всплеск безумия, болезни и зла, вынужденных покинуть человека.
Покинуть и перейти от него - куда? Неужели в изображение, в скульптурного двойника?
Ощущение необъяснимой связи между человеком и его изображением издавна присуще человеку. Это отражено в художественной литературе: "Портрет" Гоголя, "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда. Какая-то часть человека, его личности, переходит в портрет, продолжая жить в нем.
Связь человека и его изображения, известная мистикам всех времен, открывается художникам, творцам.
|< Пред. 230 231 232 233 234 След. >|