Страница:
38 из 470
Какая бессмыслица - и с каким серьезным видом она делалась!
Исключение составили два человека - писатель Евгений Замятин и поэт Александр Блок: первого выпустили немедленно же после допроса, так что пребывание его во чреве Чеки было всего часа два; второго задержали на целые сутки и отправили на чердак.
Е. И. Замятин так рассказывал мне о сцене допроса. Нахохотавшись вдоволь по поводу предъявленного ему обвинения, он подробно описал о нашем знакомстве и отношениях, а также заполнил лист неизбежной анкеты, причем на вопрос - не принадлежал ли к какой-либо политической партии, ответил кратко: "Принадлежал". После чего между ним и следователем произошел такой диалог:
- К какой партии принадлежали? - спросил следователь, предвкушая возможность политического обвинения.
- К партии большевиков! В годы студенчества Е. И. Замятин действительно {42} входил в ряды этой партии, ярым противником которой стал в годы революции. Следователь был совершенно сбит с толка:
- Как! К партии большевиков?
-Да.
- И теперь в ней состоите?
- Нет.
- Когда же и почему из нее вышли?
- Давно, по идейным мотивам.
- А теперь, когда партия победила, не сожалеете о своем уходе?
- Не сожалею.
- Объясните, пожалуйста. Не понимаю!
- А между тем понять очень просто. Вы коммунист?
- Коммунист.
- Марксист?
- Марксист.
- Значит плохой коммунист и плохой марксист. Будь вы настоящим марксистом, вы бы знали, что мелкобуржуазная прослойка попутчиков большевизма имеет тенденцию к саморазложению, и что только рабочие являются неизменно классовой опорой коммунизма. А так как я принадлежу к классу мелкобуржуазной интеллигенции, то мне непонятно, чему вы удивляетесь.
|< Пред. 36 37 38 39 40 След. >|