Хмельницкий (Книга первая) :: Ле Иван
Страница:
470 из 627
Покуда гусар выпускал кишки моему коню, Сулима схватил турка за голову, хотел отрубить ее, наступив ногой, как на гадюку.
- Отрубил? А сам?
- В том-то и беда паша, матушка, гусары узнали его. Стали кричать: "Сулима, гунцвот!" И саблей со всего размаха... Нет, нет, матушка, не зарубили. Потому, что я успел отбить этот удар. Но и гусары, чтобы их покоробило: один обломком сабли ранил руку Ивану, а второй повалил его, безоружного, на землю и вытащил турка из-под его ног. Я стал отбиваться от двоих, мог бы зарубить их. Да Иван, придавленный и раненный, крикнул: "Скачите, хлопцы, в Чигирин, к пану старосте!" А сам уже и не сопротивлялся, дал гусару взять себя. Что же мне оставалось делать, матушка? Должен был подчиняться наказу старшего или пролить кровь гусар, во вред казакам, которых и так ненавидят польские шляхтичи? Насилу отбился и бросился выполнять наказ Ивана. Схватил во дворе коня турка и без седла поскакал, позвав и Кирилла... Это он и посоветовал мне обратиться к вам за советом.
- Помоги, господи, этому храброму казаку Сулиме остаться живым! перекрестилась Хмельницкая. - Хороший казак... - Немного помолчала, словно обдумывая сказанное Тарасом. Потом, будто спохватившись, спросила: - А что, разве в медведевских хуторах не было наших поселян? Что же это, люди добрые, творится на нашей земле? Шляхтичи издеваются над нашими людьми, преследуют ни за что ни про что, потворствуют туркам, превращают трудовую нашу жизнь в неволю, а мы...
|< Пред. 468 469 470 471 472 След. >|