Хмельницкий (Книга первая) :: Ле Иван
Страница:
621 из 627
Однако из трех гонцов Жолкевского возвратился только один, сообщивший о том, что Искандер-паша велел обезглавить двоих его товарищей и надеть их головы на копья. Третьему же разрешили вернуться лишь для того, чтобы он мог передать ответ на послание великого гетмана.
- Нам нужны головы побежденных гяуров - вот наш боевой девиз в этом походе! Так и передай Жолкевскому! - нагло заявил самоуверенный Искандер-паша оставшемуся в живых гонцу.
Этим уцелевшим гонцом был Зиновий-Богдан Хмельницкий, которого Жолкевский послал с таким ответственным поручением еще и потому, что тот владел турецким языком.
Докладывая гетману, Богдан уже преодолел чувство глубокой подавленности, овладевшее им после кровавой расправы турок с его товарищами. Он понимал, что только знание языка спасло его от неминуемой гибели.
Жолкевский с опущенной головой выслушал ответ высокомерного врага. И тут же повелел:
- Денгофу поймать нескольких турок. Именно турок, которые движутся против рейтар. Поймать и обезглавить басурман числом в три раза больше, чем наших, а головы поднять на копья!.. И одного, только одного турка отпустить в стан врага, чтоб передал мой ответ! Выполняй, пан Денгоф!
- Есть выполнять, пан воевода! - отчеканил, козырнув, немец.
А ночью с правого фланга польских войск прискакал гонец от Николая Потоцкого с вестью, что молдавский господарь Грациано со значительной частью своего войска переправился через Прут и скрылся в лесах.
- Езус-Мария, значит, сбежал? Изменил, сбежал, гунцвот!.. [негодяй (польск.
|< Пред. 619 620 621 622 623 След. >|