Страница:
169 из 188
Первейшие соборы, лучшие палаты, самая высокая колокольня - все тут, на небольшом пространстве, где можно днями ходить и узнавать о прошлом, потому что вся история Москвы, начиная со времен Юрия Долгорукого, прошла по камням этой площади. Не раз окружающие ее постройки горели, взрывались, сносились. Но настолько каждая из них была дорога памяти народа, что на месте обветшавшей, сломанной или уничтоженной огнем обязательно появлялась новая, такая, как прежде, или еще более значительная. Так было и с церквами, и со звонницами во главе с Ианом Великим, и с великокняжеским дворцом. От него дошла до нас Грановитая палата, пятьсот лет украшающая Кремль.
Казалось бы, на этом месте ни у кого рука не поднимется и в наш XX век что-то порушить, сломать, соорудить нечто новое. Однако же поднялась вражья рука и снесла на Соборной площади у Грановитой палаты одну из самых замечательных московских святынь - Красное крыльцо. (В наши дни воссоздано. - Л. К.)
На его месте, примкнув к граненой стене, появилась в 1934 году выкрашенная в желтый цвет безликая пристройка, вклинившаяся грубо в изумительный ансамбль средневековой Москвы, не признававшей симметрии, линейки, ранжира.
Древние постройки стоят, прижавшись друг к другу, как члены одной дружной семьи на групповом снимке, где рядом и старые и молодые, большие и маленькие, высокие и низкорослые, объединившиеся по законам родства.
|< Пред. 167 168 169 170 171 След. >|