Страница:
507 из 672
Отсюда подробное перечисление, какая часть имущества наследуется каждым родственником, отсюда же упоминание о тех, "кем овладела десница", - о рабах и рабынях, купленных и захваченных на воине.
Требование гуманного отношения к рабам оставалось в силе, но освобождение рабов Мухаммед стал рассматривать не просто как благочестивый поступок, угодный Богу, но скорее как искупительную жертву - для покрытия тяжких грехов, например в случае непредумышленного убийства. Благочестивый мусульманин, не совершивший тяжких прегрешений, мог владеть рабами со спокойной совестью, ибо Аллах создал людей неравными и одних поставил над другими. Кстати, и стадо дойных верблюдиц, принадлежащее самому пророку, пасли в окрестностях Медины не наемные работники, а рабы.
Эпизод с Сальманом аль-Фариси, выкупленным переселенцами из Мекки и отпущенным на свободу, так и остался эпизодом, исключительным случаем среди земледельцев Медины подобные поступки не встретили сочувствия: им рабы в хозяйстве были нужны. Нужны они стали и мухаджирам, приобретшим уже кое-какую земельную собственность и рассчитывавшим в будущем еще больше обогатиться.
Биляль, Сальман и другие бывшие рабы поддерживали политику пророка свою личную свободу они уже завоевали.
Жизнь отвергла отмену рабства, и Мухаммед узаконил его - с гуманными оговорками, но узаконил.
Оговорки эти стоили немало - благодаря им в мусульманском мире утвердилось более человечное отношение к рабам, чем в христианском.
|< Пред. 505 506 507 508 509 След. >|