Приключения Семена Поташова, молодого помора из Нюхотской волостки :: Писарев Сергей Сергеевич
Страница:
56 из 259
Дали ее уже московские правители, безоговорочно подтвердившие права монахов на все, что у тех «по старине» было.
В середине шестнадцатого столетия в монастыре начали строить каменные здания. Была поставлена мельница, приводимая в действие водой из пятидесяти двух искусственно соединенных озер, и налажена варка кваса. В самой обители развели скот, а на островах выпустили оленей. «Простую пищу, — рассказывалось в летописи, — для утешения братии, а паче для поддержания наинемощнейших», заменили разносолами. Летописец еще добавляет, что в монастырь с этого времени «стали завозить огурцы и рыжики». Тогда же появились и мирские трудники.
Соловецкого настоятеля Филиппа призвали в Москву, где «поставили московским митрополитом». [25] Но вскоре его «ругательски лишили сана и поносно изгнали, заточив в Тверском отрочь монастыре». Филипп происходил из опального боярского рода Колычевых и на митрополичий престол был выдвинут крупными боярами, с которыми Иван IV вел непримиримую борьбу. Впоследствии Филипп «насильственно скончался от руки Малюты Скуратова».
В конце шестнадцатого столетия вокруг монастыря возвели каменные стены. Монастырь стал крепостью, охранявшей Беломорье от внешних врагов. Создателем стен был монах Трифон, уроженец беломорского усолья Нёноксы, — это все, что о нем известно.
В начале следующего столетия соловецкие настоятели вели самостоятельную переписку со «свейским королем Карлусом» [26] .
|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|