Богдан Хмельницкий   ::   Рогова Ольга И.

Страница: 396 из 398

Возьмут верх поляки, я могу сказать королю, что отнял у Ракочи казаков, послал их на помощь ляхам, да они дойти не успели.

Как Богдан задумал, так и вышло. Казаки, бывшие в венгерском войске, бросили Ракочи, и поляки одержали над ним верх. 23 июля князь Семиградский должен был заключить мирный договор с Польшей. Весть об этом дошла до Хмельницкого, когда он уже лежал без всякой надежды на выздоровление.

В день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа, Хмельницкий почувствовал, что ему нехорошо и призвал всех домашних.

– Я умираю, – сказал он им, – но не хочу, чтобы кости мои лежали в Чигирине. Похороните меня в Суботове: его я приобрел кровавыми трудами, а когда его от меня отняли, загорелся пламень войны, освободивший Украину. Гетман скончался тихо ровно в полдень, и целую неделю тело его стояло в Чигирине, куда со всех сторон стекались казаки в последний раз поклониться своему батьку. Затем торжественно перевезли его тело в Суботово, где его и погребли 23 августа 1656 года.

Густая толпа провожала гроб с громким плачем и воплями, так что не слышно было погребального пения.

То не черниi хмари ясне сонце заступали, То буйниi вiтри в темнiем лузi бушовали;

Козаки Хмельницького ховали, Батька свого оплакали!

За гробом шел польский посол, снова приехавший заключить союз с гетманом. Он проводил гетмана до самой могилы и с глубоким вниманием слушал надгробную речь, произнесенную домашним секретарем Хмельницкого Зоркою.

Останки гетмана были поставлены в Суботовской церкви, построенной Хмельницким.

|< Пред. 394 395 396 397 398 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]