Чтения о богочеловечестве   ::   Соловьев Владимир

Страница: 22 из 48

Великий смысл исторического процесса, начавшегося с религиозной реформации, состоит в том, что он обособил человеческую личность, предоставил ее самой себе, чтобы она могла сознательно и свободно обратиться к божественному началу, войти с ним в совершенно сознательную и свободную связь. Такая связь была бы невозможна, если бы божественное начало было чисто внешним для человека, если бы оно не коренилось в самой человеческой личности; в таком случае человек мог бы находиться относительно божественного начала только в невольном, роковом подчинении. Свободная же внутренняя связь между безусловным божественным началом и человеческой личностью возможна только потому, что сама эта личность человеческая имеет безусловное значение. Человеческая личность только потому может свободно, извнутри {048}соединяться с божественным началом, - что она сама в известном смысле божественна, или - точнее - причастна Божеству. Личность человеческая - и не личность человеческая вообще, не отвлеченное понятие, а действительное, живое лицо, каждый отдельный человек - имеет безусловное, божественное значение.- В этом утверждении сходится христианство с современной мирской цивилизацией. Но в чем же состоит эта безусловность, эта божественность человеческой личности? Безусловность, так же как и другие сходные понятия: бесконечность, абсолютность,- имеет два значения: отрицательное и положительное.

|< Пред. 20 21 22 23 24 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]