Страница:
131 из 291
О знаниях, которыми боги поделились с человеком после того, как даровали ему мудрость и разум, можно судить по упрёку, с которым обратился Господь к Иову, указывая ему, что он (в отличие от Бога) не знает. «Скажи, если знаешь», – обращается Господь к страдающему Иову.
Кто положил меру ей, если знаешь?
или кто протягивал по ней вервь?
На чём утверждены основания её,
или кто положил краеугольный камень её…
Но где премудрость обретается?
и где место разума?
Не знает человек цены её,
и она не обретается на земле живых.
Бог знает путь её, и Он ведает место её.
Ибо Он прозирает до концов земли
и видит под всем небам.
Этими словами библейский Бог возразил Иову (глава 28), желавшему знать, почему ему выпала такая судьба. Знания человека – мудрость и разум – не могут сравниться со знаниями Бога, и поэтому нет никакого смысла задавать вопросы или пытаться постичь волю божью.
Такое отношение древних к мудрости и пониманию тайн неба и земли – то есть науке как к божественной области, доступ в которую позволен лишь немногим избранным из простых смертных, – нашло отражение не только в канонических текстах, но и в мистическом учении Каббалы, согласно которому Божественное Присутствие, символом которого является Венец Бога, покоится на Мудрости (Чохма) и Разуме (Бина) (рис. 45). Это те же самые компоненты научного знания, о которых было сказано Иову.
Рис. 45.
|< Пред. 129 130 131 132 133 След. >|