Страница:
87 из 291
Однако вердикт Энлиля был суровым и окончательным: Уру было даровано царство, но не бессмертии
ГЛАВА ПЯТАЯ
О СМЕРТИ И ВОСКРЕШЕНИИ
Урок уничтожения Шумера и Ура заключается в том, что подверженная случайностям и изменяемая Судьба не может пересилить неумолимый Рок. А наоборот – может ли Рок взять верх над Судьбой, независимо от того, кем она провозглашена?
Несомненно, над данной проблемой задумывались ещё в глубокой древности – именно в этом причина возникшей тогда традиции молитв и жертвоприношений, а также призывов пророков к праведности и покаянию. Библейская Книга Иова поднимает вопрос о том, способна ли Судьба – доведя человека до предела отчаяния – восторжествовать даже несмотря на то, что благочестие и набожность Иова гарантируют ему долгую жизнь.
Та же тема звучит в ещё более древней шумерской поэме, которую учёные назвали «Человек и его бог» и главным героем которой является благочестивый страдалец, жертва жестокой судьбы и незаслуженных бед. «Судьба взяла меня в свои руки и лишила дыхания жизни», – жалуется анонимный страдалец. Однако после того, как бог показал ему его грехи, он видит, что распахиваются «врата милосердия». Признание грехов и раскаяние заставляют бога «отодвинуть Демона Судьбы», и в результате богомолец прожил долгую и счастливую жизнь.
Легенда о Гильгамеше демонстрирует, что Судьба не может победить Рок (то есть отвратить смерть), а другие истории свидетельствуют о том, что Судьба также не в силах вызвать преждевременную смерть.
|< Пред. 85 86 87 88 89 След. >|